«Фунакоси никогда не практиковал Сетокан». Майк Кларк – о недостатках «японского» подхода в каратэ

Майк Кларк опубликовал в 2021 году материал на страницих Shotokan Karate Magazine, в котором в довольно жесткой форме раскритиковал «японский» подход к преподаванию и восприятию каратэ. Перевод публикуется на страницах Superkarate.ru. Мнение автора может не совпадать с позицией нашего ресурса.

 

Фунакоси Гичин: «Истинное каратэ заключается в следующем: в повседневной жизни разум и тело тренируются в духе смирения; в критические времена нужно быть полностью преданным делу справедливости».

По словам человека, которого все каратисты Сетокан, независимо от принадлежности, считают своим отцом-основателем, нет упоминания о том, что настоящее каратэ является конкурентоспособным. Его слова также не указывают на необходимость быть лучше, чем кто-либо другой. Его слова дают совет человеку, потому что каратэ может существовать только в сердце и разуме человека. Независимо от того, насколько велика группа или насколько легендарен лидер, каратэ само по себе остается свободным от группового эго и племенного мышления. Независимо от когнитивной двойственности, которую некоторые с радостью принимают, «альтернативных» истин просто не может быть. Почему? Потому что разнообразие истин приводит к трениям и, в конечном итоге, к аду. Вот основная истина, которую часто игнорируют: сэнсэй Фунакоси Гичин никогда не практиковал и не преподавал Сетокан, его каратэ было окинавским Серин-рю.
 
В аквариуме с золотыми рыбками, где существует большинство каратистов, легко принять всезнающие знания своего лидера и старших. Однако для того, чтобы развеять иллюзию, нужно совсем немного. Справедливость, о которой говорил сэнсэй Фунакоси, опирается на «настоящую» правду, а не на «альтернативную», столь популярную в наши дни. Для многих каратистов истории, которые они изучают в детстве, удивительно похожи. Зачастую из-за общей привлекательности хорошей истории меняются только имена и места. В одной группе легендарный персонаж дрался с быком, в другой он побеждает известного боксера. Детали меняются, но миф остается тем же, рассказанный и пересказанный, чтобы подчеркнуть в сознании посвященного, насколько «праведна» группа. Так начинается смешение истины и мифа.
 
Оглядываться назад, чтобы оправдать настоящее, – это занятие, сопряженное с опасностью, но это очень распространенная практика. Религии делают это, политики делают это, и люди, занимающиеся каратэ, тоже делают это. Это упражнение, в котором факты не имеют большого значения, а истина отодвигается на второй план в пользу удобного взгляда на вещи, основанного исключительно на текущей повестке дня группы. В каратэ не всегда возможно знать «сейчас», что именно произошло «тогда». Иногда невозможно даже точно определить, когда было «тогда». Однако истинная ценность каратэ находится в «сейчас». Прямо сейчас – это вчерашнее будущее, прямо сейчас – это завтрашнее прошлое; всегда было только «прямо сейчас». Имея 35-летний опыт интервьюирования «лидеров» каратэ со всей планеты, я считаю, что могу немного рассказать об общих нитях, проходящих через сегодняшний мир каратэ. Вы можете не знать о существовании таких нитей. На самом деле, я могу гарантировать, что вы ничего о них не знаете, если только вы не провели достаточно времени за пределами своего конкретного аквариума с золотыми рыбками. Для значительного числа читателей первый взгляд на знакомое за пределами вашей группы может стать шоком. Это шок, от которого, я надеюсь, ты никогда не оправишься.
 
Каждая группа, стиль и ассоциация, обучающие каратэ сегодня, имеют свою собственную историю. В каждом из них есть зерно истины, но обычно этого достаточно. В конце концов, роль истории заключается не в том, чтобы сообщить правду, а в том, чтобы произвести впечатление в сознании посвященного. Впечатление, которое отличает вас и ваше племя от других. Вскоре после присоединения к группе ваше чувство «я» незаметно ускользает. Больше не видя себя таким, какой «вы» есть и что «вы» представляете, вы начинаете больше подтверждать себя тем, кем вы не являетесь. Вы не похожи на этих идиотов из другой группы/стиля/боевого искусства, вы не делаете таких вещей, как они, вы не выполняете свои ката таким образом, ваша группа не выставляет оценок – список различий может быть бесконечен. Когда подобные мысли приходят вам в голову, семя группового мышления, посеянное в первый день, прорастает, производя еще один урожай послушных людей. И давайте проясним: текучесть учеников в мире коммерческого каратэ в наши дни настолько велика, что каждые несколько месяцев необходим новый урожай. Отсюда и удобрение, разбрасываемое теми, кто использует ваше желание изучать каратэ ради своих финансовых/эгоистических интересов. Первый урок бесплатно, регулярные оценки, семейное развлечение и, возможно, самая большая чушь, которую можно предложить новичку: признание.
 
Некоторых из вас, читающих это, может удивить, но не всех, тот факт, что каратэ никогда не пользовалось большим уважением в Японии. Его положение в пантеоне традиционных боевых искусств невысоко. В этом нет ничего удивительного, если принять во внимание беспорядочное зарождение каратэ в этой стране всего сто лет назад, а также убогие споры о преемственности, которые с удручающей регулярностью вспыхивают после смерти выдающегося лидера. Возможно, вы знакомы с длительной юридической тяжбой, которую вели конкурирующие группировки внутри JKA некоторое время назад, но это событие ни в коем случае не было уникальным. То же самое произошло и в Киокушинкай после смерти его основателя Мас Оямы. Сито-рю, Вадо-рю и Годзю-рю тоже стали свидетелями похожего процесса. Жадность и алчность стирают принципы Будо, и это очень прискорбно. Я долгое время не понимал, почему любой уважающий себя каратист за пределами Японии чувствует потребность в признании со стороны каратистов, которые там живут. Альфа-самцы и другие неадекватные личности, мне интересно, как много японских каратистов, знающих ваше имя, вообще придают значение тому, кто «вы»?

 
В наши дни в каратэ преобладают два основных направления мысли. Первый обращается к Японии/Окинаве за лидерством и руководством. Второй – нет. По иронии судьбы, вряд ли имеет значение, на чьей стороне вы находитесь, поскольку очень немногие группы, занимающиеся каратэ сегодня, отказались от «Семи шагов обучения», так давно укоренившихся в японской культуре. Возможно, вы раньше не слышали об этих «шагах», но я могу гарантировать, что они повлияли на ваше обучение каратэ. И хотя я не азартный человек, я готов поспорить, что многие из вас, читающие о них здесь впервые, найдут их полностью знакомыми…
 
1. Копирование модели
Овладение техникой «модели» имеет первостепенное значение. Это достигается строгим инструктажем, за которым следуют техники «кражи» посредством наблюдения и индивидуальной практики. Интерпретация категорически не рекомендуется, а творчество допускается только после многих лет обучения.
 
2. Дисциплина
Учителя будут подчеркивать необходимость строгости по отношению к своим ученикам. И использовать различные уровни физических и психологических трудностей, которые должен пережить студент, чтобы способствовать развитию у него чувства личностного роста. Прежде всего, студентов поощряют проявлять настойчивость.
 
3. Отношения Мастер-ученик
Роли сэнсэя и деши (учителя и ученика) четко определены и становятся линией, которую нельзя переступать. Для обеих сторон образ основателя, идеального практика своего искусства существует в воображении и рассматривается обеими сторонами как «образец».
 
4. Секреты, этапы и иерархия изучения
Учителя передают методы искусства на иерархических этапах, отмеченных выдачей сертификатов, поясов и званий. Прогресс в искусстве происходит за счет запоминания расширенного репертуара движений. Во многих случаях «продвинутые» техники требуют не больше навыков для выполнения, чем те, которым обучают новичка. «Продвинутый» ученик – это тот, у кого просто было больше времени, чтобы запомнить, что делать.
 
5. Установленные родословные
При каждой школе, посвященной тому или иному искусству, существуют различные организации и их филиалы. Их легитимность часто основывалась не более чем на слабой связи с основателем. Несмотря на неизмеримые физические и моральные различия, развивающиеся с течением времени, группы ради аутентичности твердо придерживаются идеи связи с основателем (модели).
 
6. Невербальное общение
Учителя часто подчеркивают невербальные формы общения, настаивая на том, чтобы ученики просто следовали (подражали) модели, предоставленной им учителем (пример). Устное общение часто принимает форму жаргона, метафор и притч… а иногда и откровенной лжи.
 
7. Искусство как духовный поиск
Изучение искусства позиционируется как ворота на более высокий уровень духовного понимания. Конечная цель теперь – не овладение техниками и тем, как их использовать, а овладение «я». Настоятельно не рекомендуется подвергать сомнению несоответствия, часто наблюдаемые между «моделью» (основателем) и «примером» (учителем).
 

 
По мнению японцев, «путь» каратэ представляет собой не более особый путь в жизни, чем «путь» любого другого творческого занятия. Вот о чем стоит подумать… то, что вы почерпнете из своего опыта изучения каратэ, полностью зависит от того, что вы принесете с собой, когда начинаете, и что вы делаете, когда сталкиваетесь с проблемами на этом пути. Насколько я знаю, перемены – единственная константа во Вселенной. Я знаю, что многие будут кричать: «А как насчет энергии?» Что ж, вы правы. Но задумайтесь на мгновение, что без способности менять форму энергия тоже остановилась бы. На этом примере я иногда задаюсь вопросом, не шепчет ли нам природа, что изменения, а не искаженное представление о традициях, являются, если их рассматривать, фундаментальной необходимостью не только роста, но и сбалансированного образа жизни. Чем дольше вы живете и чем дольше занимаетесь каратэ, тем важнее становится понять этот урок. Придерживайтесь того, что вы всегда делали, и вы всегда останетесь тем, кем всегда были. Традиционные каратисты должны задать себе вопрос: «Какую именно традицию я пропагандирую?»
 
Создание богов из людей – это явление нередко можно встретить в мире каратэ, особенно если рассматриваемого «бога» уже нет в живых. И даже когда они еще дышат, многие каратисты ставят своих учителей на настолько высокие пьедесталы, что удивительно, что у них не бывает постоянных носовых кровотечений. Для этого есть слово – «Апофеоз». За прошедшие годы я встретил нескольких «богов каратэ». Лучшие из них были возвышенно человечными. Но у некоторых были серьезные и очевидные психологические проблемы из-за того, что они верили в свою публичность. «Отдавать» себя другому человеку не только вредно для здоровья, но и совершенно опасно для вашей финансовой безопасности и психического благополучия. Когда вы начинаете видеть что-то «потустороннее» в другом человеке, пришло время внимательно и пристально взглянуть на себя. Потребность в героях всегда была легким путем к эксплуатации, и особенно в эзотерическом мире боевых искусств. И хотя для вашего собственного роста зачастую полезно черпать вдохновение из роста других, не нужно терять перспективу. Никогда не следует делать из людей богов. Никто из тех, кого вы когда-либо встретите в ги, не является ничем иным, как человеком. Помните об этом в следующий раз, когда вы откажетесь от своего «здравого смысла». Помните об этом также, когда разрыв между тем, что они говорят, и тем, что они делают, не отражает ваше собственное понимание самосовершенствования.
 
Большинство (около 50 миллионов) каратистов в мире – не японцы. И они не окинавцы. Подавляющее большинство людей, которые сегодня идентифицируют себя как каратисты, происходят из стран и культур, далеких от Ямото. Странно, что архаичный и своеобразный японский способ обучения продолжает преобладать. Окинавские учителя каратэ долгое время игнорировали своих японских соседей, когда дело касалось «способа» каратэ, но за это они заплатили высокую цену. Политическая элита каратэ в Японии высмеивала, издевалась и позорно обращалась с ним. Окинавские сэнсэи сегодня живут на нейтральной территории каратэ. И хотя можно сказать, что многие сэнсэи каратэ на острове делают все возможное, чтобы сохранить свои традиционные методы, многие из них со временем поддались подходу кнута и пряника, принятому в Японии. Неохотное признание Токио того, что Окинава, а не Япония, является физическим и духовным домом каратэ, было оплачено отказом Окинаве в каком-либо участии в Олимпийских играх, где, как многие из вас знают, была введена форма каратэ-эксгибиционизма.
 
Кроме того, обещанная сумма финансирования для создания на острове специального тренировочного центра для демонстрации каратэ и кобудо, Каратэ-до Кайкан, так и не была реализована. Комплекс зданий, видимый сегодня, едва ли вдвое меньше первоначальной концепции, запланированной для Кайкана. Окинава, когда-то райский остров с яркой и уникальной культурой, давшей начало каратэ, продолжает расплачиваться за косность японского мышления и их недвусмысленную самоуверенность. Ревущие американские самолеты, летающие низко над головой, а также постоянные взлеты и посадки тяжелых военных самолетов над населенными пунктами превратили жизнь многих жителей Окинавы в настоящий ад. Несчастные случаи, преступления, изнасилования и отказ японского правительства делать что-либо, кроме как умиротворить своих американских союзников, продолжают отражать истинные отношения между Японией и Окинавой как отношения между хозяином и подчиненным, родителем и ребенком. Это неудивительно, учитывая, что с давних времен японцы приняли идею «семьи» для пропаганды целей, которые они преследовали. Это называется «иэмото сейдо»
 

 
Ключевые характеристики иэмото сейдо, без сомнения, узнаваемы всеми каратистами, имеющими за плечами более двух лет тренировок, – ккцент на отношениях хозяин-ученик, установленный иерархический порядок внутри «семьи/группы», непререкаемый авторитет главы, «иемото/главы дома». Основополагающее чувство внутри группы – эксклюзивность, аутентичность, традиция и правильность! Те, кто подробно изучал японскую культуру, иногда называют иемото сейдо «замыканием круга» и думают о нем как о модели поведения японских институтов, да и японского общества в целом. Школы, компании, политические партии, даже якудза, фактически любая группа в Японии, большая или маленькая, демонстрируют схожие черты и ведут себя способами, которые легко узнаваемы как вытекающие из понятия иемото сейдо. Но вам не стоит удивляться, узнав об этом, верно? В конце концов, японское каратэ – это всего лишь еще одна субкультура, и вряд ли она могла быть организована каким-либо другим образом до того, как была представлена остальному миру. Их взгляды на каратэ, в отличие от искусства на родной Окинаве, никогда не допускали индивидуализма ни в мыслях, ни в движениях. Если вы полны решимости встать как гвоздь, вас снова забьют, потому что таков японский путь. Оскорбить «семью» – значит пострадать от последствий.
 
В системе иемото сейдо есть одна особенность, которая, как и ее физический аналог, сегодня легко узнаваема каратистами. В то время как иемото сейдо – это структура, скелет, если хотите, на который можно повесить какое-либо действие, настоящее искусство или навыки (техники) известны как «иэрю» или «домашний стиль». По мнению японцев, недостаточно хорошо владеть искусством, которым вы занимаетесь, или иметь глубокое понимание его, нужно быть «признанным» другими. Чем больше признание, тем выше ваше положение (звучит знакомо, не правда ли?). Хорошо, вот и вся правда. Когда сегунат (правительство) Токугава ускользал, он определил в некоторых художественных начинаниях средства, с помощью которых конкретная знать могла создать для себя источник дохода. Таким образом, сегунат предоставил этим семьям исключительные права на получение оплаты за сертификацию неблагородных практиков различных искусств. Идея «признания» и по сей день остается мощным аргументом во многих видах искусства, включая каратэ. Но на самом деле это не более чем «арубаито», подработка, приносящая дополнительный доход. Сегодня в Японии существует любое количество «иемото» (глав дома), возглавляющих любое количество «рю» (школ). От танцев, актерского мастерства, аранжировки цветов и даже до того, как нарезать живую рыбу перед подачей на стол, есть иемото, готовые и желающие «одобрить/признать» вас мастером своего дела… за определенную плату.
 
Как и следовало ожидать, учитывая человеческое состояние, деньги, а не навыки, часто лежат в основе сохранения этих «традиционных» рю/школ. Тысячи долларов ежегодно переходят из рук в руки между теми, кто хочет быть признанным, и теми, кто по счастливой случайности оказывается с соответствующим сертификатом и печатью для удовлетворения своей потребности. Соответственно, создается иллюзия прогресса. Однако низкие навыки часто подтверждаются, и люди с подозрительными характерами регулярно получают повышение. И в том, и в другом случае за переход из одного ранга в другой взимается непомерная плата. Но система иемото сейдо оказывается проблематичной в образовательном смысле не только тогда, когда люди «в работе». Когда человек ведет себя вопреки мнению или желанию иемото, он отделяется от всей группы. Все подвергаются остракизму из-за страха подвергнуться такому же наказанию. Групповое сознание необходимо для поддержания контроля иемото, исключительности и чувства «нас» и «них». Таким образом, люди, нарушающие устойчивое положение вещей, и другие группы в рамках той же самой дисциплины рассматриваются как соперники, которых следует рассматривать как оппонентов и относиться к ним соответственно.

 
Каратэ, распространенное в Японии, во многих отношениях мало чем отличается от каратэ, распространенного в других странах. Это неудивительно, если учесть, как усердно работали различные японские школы каратэ, чтобы распространить свою особую версию искусства на международном уровне. Насколько много учений каратэ было потеряно или заменено во время его глобальной миграции из Японии – очевидно в сегодняшних инфантильных попытках возродить «ойо» под запутанным знаменем «бункай». Я качаю головой, наблюдая за их усилиями… каратист с ответами отчаянно ищет правильные вопросы. Вы просто не сможете организовать драку, во всяком случае, настоящую. Я много раз читал фразу «принцип важнее техники» в этой и других публикациях на протяжении многих лет и задавался вопросом, почему так мало каратистов на самом деле переняли эту идею. Понимание иемото сейдо – это самое близкое к ответу, что я нашел.
 
В последнее время стало приемлемым придерживаться «альтернативных» истин, основывая свои мнения на «альтернативных» фактах. «Каждый имеет право на собственное мнение» – разве это не стандартная логика, применяемая в наши дни? Хотя последнее может быть правдой, это не то же самое, что иметь право выражать свое мнение. Это конкретное «право», как и все другие права, имеет свою цену. Цена за формулирование своего мнения оплачивается заранее, с опытом. На самом деле все просто: если вы не заплатили за его приобретение, то вы не имеете права выражать свое мнение. А если это так, то, по крайней мере, имейте зрелость и хорошие манеры, чтобы держать свое мнение при себе. Согласно модели иемото сейдо, мои мысли о каратэ, высказанные в этой статье, будут отброшены как можно быстрее. Не потому, что они недостойны дальнейшего рассмотрения, а потому, что я аутсайдер по отношению к вашей конкретной группе. Мало того, я даже не практикую Сетокан. Как легко тогда, согласно образованию, которое многие из вас получали до сих пор, отбросить все, что вы только что прочитали, и двигаться дальше…

Загрузить еще…
Tags: времявсегдагруппыиемотоискусствакаратистовкаратэкогдакоторуюкоторыемногиемногихможетсвоегосегоднясейдотолькочасточтобы