У автодилеров и дистрибьютеров началось затоваривание. Количество желающих приобрести автомобили из Поднебесной значительно уступает объему их ввоза и производства в России. Портал «АвтоВзгляд» этому совершенно не удивлен.
Как теперь часто случается, источником информации, вызвавшей бурю в среде тех, кто так или иначе причастен к авторынку, стало аналитическое агентство «Автостат». Его исполнительный директор Сергей Удалов сообщил, что у российских дилеров накопилось 175 тыс. нераспроданных китайских автомобилей: «Сейчас мы видим, что, начиная практически с лета этого года, уровень продаж стал меньше, чем суммарно поставки (импорт) и производство. Это то, что накапливается на складах дистрибьюторов и дилеров».
Что останется на бреге?
Много это или мало? По нынешним временам — достаточно много, хотя на сенсацию и не тянет. В октябре весь объем рынка легковых автомобилей — между прочим, рекордный за последние полтора года — составил всего 112 тысяч, а в ноябре и того меньше. Причем, здесь учтен не только «китайский» вклад, составляющий около 58%, но и отечественные машины, и корейские жалкие остатки, и привезенные по параллельному импорту ТС.
Если верить РБК, то Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что запасы в 175 тыс. новых автомобилей дилеры распродадут за 1,5–2 месяца. «В нормальной рыночной ситуации дилеры формируют запасы даже на один-три месяца вперед. Текущий запас вполне нормальный». Но дело-то в том, что г-н Бабанский лукавит — не распродадут. На следующий месяц «хлынет на берег морской» еще порядка 110 тысяч легковушек. И сколько их них дополнительно «останется на бреге»?
Было дело, и цены снижали
Вроде бы, рецепт прост. Урежьте вы, наконец, ваш конский ценник, и люди к вам потянутся. Но нет, урезать наши дилеры могут только марш, и то по лукавому совету Бегемота. Вот Алексей Подщеколдин, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» знает, о чем говорит: «Производитель вместе с дилером могут дать скидку максимум 10–15%, это порядка 300 тыс. руб. То есть, все равно цена с 3 млн. до 2 млн. руб. не упадет за счет этой скидки. Машина все равно бюджетной не станет».
«Было дело, и цены снижали», — пел Высоцкий. Но это преданья старины глубокой, когда «текли куда надо каналы, и в конце куда надо впадали». История новейшего времени не помнит, чтобы ценники переписывались во благо народу. Сейчас ожидать такого чуда по меньшей мере наивно. Трезвые аналитики ожидают еще больший спад продаж при том, что рынок дико недонасыщен. У нас в этом плане вообще страна чудес.
Не могу удержаться, чтобы не процитировать Олега Мосеева, руководителя «Автомаркетолога», который сообщил о планах китайских компаний в 2024 году продать в России 1,2 млн. легковых авто: «Спрос охлаждается, потому что кредитные ставки запредельные. 1,2 млн. [китайских автомобилей] нереально продать. Представьте, если добавить сюда еще АВТОВАЗ, УАЗ и еще какие-то локализованные марки. У меня только один вопрос — откуда деньги? Накопленный „мешок“ на стоках дилеров уже существенный. А представьте, если вы это все сюда привезете, отгрузите дилерам».