Новостная лента пестрит сообщениями, что завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», расположенный в городе Сестрорецке под Санкт-Петербургом, возобновил работу. Событие было бы радостным, вне всякого сомнения. Однако же, информация о его запуске скорее отображает наши ожидания, чем суровую реальность. Портал «АвтоВзгляд» разобрался, что же происходит в Северной столице на самом деле.
Как сообщает ресурс «Фонтанка» со ссылкой на пресс-службу компании-владельца завода, предприятие вышло из затяжного простоя и работает пока в одну смену. Если кто забыл, «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» построен в 2010 году для производства автомобилей по полному циклу со штамповкой, сваркой и окраской кузовов. Общие инвестиции в проект со стороны корейского концерна превысили 1 млрд долларов, мощность завода составляла 220 тысяч машин в год, и выпускались тут суперпопулярные Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio.
Немного истории
В марте 2022 года предприятие остановилось из-за проблем с поставками комплектующих, вызванных введенными против нашей страны санкциями Запада. В конце того же года руководство завода было вынуждено сократить две трети сотрудников, которых осталось около 800 человек. В конце декабря 2023 года стало известно, что Hyundai продает свое детище компании «Арт-Финанс», принадлежащей экс-гендиректору дилерской группы «Авилон» Андрею Павловичу.
Так вкратце выглядит боевой путь «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», некоторое время претендовавшего на лавры лидера в российском автомобилестроении. «О как скоро проходит мирская слава», — сказал бы по этому поводу средневековый немецкий философ-мистик Томас фон Кемпен.
Самодисквалификация
Теперь по порядку. Как становится понятно, с недавних пор это никакой не завод Hyundai, ибо он переходит в собственность российской компании. Причем на очень странных условиях — цена продажи всего 10 тысяч рублей с правом бывшего владельца выкупить его обратно в течение двух лет.
Но едем дальше. По заявлению главы Минпромторга Дениса Мантурова, сборку автомобилей на заводе в Питере планируется начать до середины 2024 года. Так в чем же тогда заключается «выход из простоя»? Оказывается, в обучении персонала и обслуживании оборудования. Означает ли это, что персонал за полтора года простоя напрочь разучился работать, вследствие чего самодисквалифицировался, а оборудование все это время не обслуживалось, и теперь его надо поднимать из руин?
И тут же следующий вопрос — если речь идет о восстановлении и налаживании существующих технологических линий, то производить на них предполагается те же самые корейские седаны и кроссоверы, на которые эти линии изначально рассчитаны. На это же намекает и опцион на обратный выкуп, предоставленный корейцам.
Странно ведь будет выглядеть, если сейчас все их роботы отправятся в утиль и будут заменены, скажем, китайскими. А через два года все это вновь отдадут Hyundai, которому придется опять вкладывать миллиард в демонтаж чужого, монтаж и настройку своего оборудования?
автозаводыавтопродажиавторыноккризиспроизводителипроизводствосанкции