Костлявая рука рынка берет российских водителей за горло

Ноябрьское падение продаж легковых авто после длительного периода непрерывного роста вряд ли стало для кого-то неожиданностью. Слишком много факторов сложилось вместе для того, чтобы рынок почувствовал себя некомфортно. Портал «АвтоВзгляд» решил поговорить и об этом, и о надежде некоторых экспертов на конкуренцию, которая должна привести продавцов в чувство.

То, что российский авторынок имеет нехилый шанс притормозиться в своем триумфальном шествии к утерянным вершинам, было понятно. О путах, которыми его окутали наши финансово-экономические гении, не писал только ленивый. Резкое увеличение утильсбора, кардинальное повышение учетной ставки, падение курса рубля, мизерный уровень локализации сборочных процессов и производства комплектующих загоняли цены вверх, что не могло не отразиться на объемах продаж.

Зато читал Адама Смита

По мере накопления негативных факторов рынок стал потихоньку терять темпы роста. Какое-то время все шло более, чем замечательно. Июль по отношению к июню принес увеличение продаж на 14,2%, август к июлю — на 14,6%. Но сентябрь уже не порадовал — всего +0,6%. За ним последовал невнятный октябрь с плюсом в 1,7%. И вот, наконец, ноябрь продемонстрировал падение на 2,3%.

Это все как раз не удивительно, а более-менее ожидаемо. Удивительно другое — выводы, которые делаются по результатам прошлого месяца. «Бурный рост, наметившийся с начала года, замедлился, быть может, даже остановился –замечает исполнительный директор аналитического агентства „Автостат“ Сергей Удалов. — В декабре, как это всегда бывало, следует ожидать подъема, однако дистрибьюторы и дилеры прекрасно понимают, что всплеска продаж уже не будет. Мы переходим к новой стадии рынка, которой свойственны жесткая конкуренция между марками и моделями».

Как говорил герой в одном известном фильме: «Каждый заблуждается в меру своих возможностей». В данном случае я имею в виду тезис о скором приближении периода бескомпромиссной конкурентной борьбы.

Подсознательное желание выдать желаемое за действительное может сыграть злую шутку с любым аналитиком, особенно вкупе с навязчивым стремлением отыскать-таки «невидимую руку рынка», возможно, актуальную во времена Адама Смита, но спустя два с половиной столетия полностью скомпрометировавшую свою роль универсального регулятора.

Давайте обратимся к цифрам. Сейчас продажи легковушек на рынке вышли примерно на уровень сентября 2021 года. Если они продолжат держаться чуть выше 110 тысяч машин в месяц, то при оптимистичном сценарии в 2024 году, или при базовом сценарии в 2025-ом, нам удастся достичь вожделенного объема продаж в 1,5 млн. автомобилей — то есть, минимально приемлемого насыщения рынка. Тогда можно будет рассуждать о какой-то конкуренции, хотя при господстве в мире транснациональных концернов это и тогда будет выглядеть несколько наивно.