Может ли старый антифриз зимой превратиться в лед

Охлаждающая жидкость в моторе в первую очередь не должна кипеть. Но и замерзать в сильные морозы ей тоже противопоказано. Но как же меняются с ее «противогололедные» свойствами на больших сроках эксплуатации?

К свежим антифризам в смысле их морозостойкости вопросов быть не может. Новое — оно и есть новое: обязано хорошо работать. Но допустим, что мы имеем дело с уже старой «жижей». Ведь не секрет, что большинство автовладельцев не заморачивается рекомендованными сроками замены ОЖ. Просто катаются на старой годами. Пока, например, не придет конец помпе, радиатору или какому-нибудь патрубку. Тогда-то «заодно» и антифриз обновляют… Однако наверняка у некоторых автомобилистов, так относящихся к ТС, нет-нет да и проскакивает тревожная мыслишка о возможной угрозе заморозки двигателя из-за старого антифриза.

Чтобы понять, каким образом возраст меняет свойства ОЖ, следует вспомнить о ее составе. Все жидкости такого рода состоят из дистилированной воды, присадок и либо этиленгликоля (антифризы G11, G12, G12+ и G12++), либо пропиленгликоля (антифриз G13). Доля гликолей в растворе составляет обычно 54—55%. И он не замерзает как минимум до −40ºС. С понижением концентрации, например, этиленгликоля повышается температура замерзания. Например, при 44% она равна уже −28ºС, при 34% — −18ºС, при 24% — −11ºС и так далее.

Словом, чем меньше гликоля — тем опасней мороз для системы охлаждения. У нормального человека сразу же возникает подозрение, что со временем этиленгликоль/пропиленгликоль из системы охлаждения уходит, испаряясь через перепускные клапаны, расположенные обычно либо в пробке заливной горловины радиатора, либо в расширительном бачке.

Логика подсказывает, что в какой-то момент оставшаяся вода не справится с холодами и замерзнет. В реальности дела обстоят ровно наоборот. Температура кипения воды — 100ºС. А этиленгликоль начинает кипеть лишь при почти 200ºС (пропиленгликоль — при 188ºС). Этот факт говорит о том, что первой из антифриза в двигателе должна «сбежать» основная часть воды, а не гликоля! Да и то — в мизерных объемах даже за длительный срок.

То есть старый антифриз со временем приобретает все большую устойчивость к морозу. Например, при 70% этиленгликоля в смеси с водой эта субстанция превращается в лед только в совсем арктических условиях — при −70ºС. При дальнейшем росте концентрации гликоля температура замерзания снова начинает расти: при 85% это уже опять −40ºС, а при 95% это всего лишь −20ºС. 100-процентный этиленгликоль твердеет при −13ºС.

Таким образом, старый антифриз может замерзнуть лишь в двух случаях. Первый — когда автовладелец постоянно подливает в систему охлаждения вместо с куда-то утекающей ОЖ воду и в конце концов концентрация гликоля в системе охлаждения приблизится к 0%. Второй вариант — долив системы не водой, а неразбавленным концентратом антифриза. При таком сценарии доля этиленгликоля достигнет 100% и сделает возможным замерзание при вполне заурядных зимних температурах. Хотя в случае с пропиленовым антифризом G13 этого не произойдет. Поскольку его концентрат гарантированно остается жидким почти вплоть до −60ºС.