Уже несколько месяцев прошло с момента официального прибытия из США в распоряжение украинской армии 31 танка Abrams M1A1. Но с тех пор о них — тем более с линии боевого соприкосновения — никаких вестей не поступало. И тому есть достаточно простое объяснение.
Пара «видосов» с проездами по проселкам, снятых непонятно где и непонятно когда — вот и все, что известно общественности о реальном применении первой партии Abrams на Украине. Остряки в телеграм-каналах уже постят мемы о том, что на своем боевом пути от Львова до Киева и обратно к польской границе непобедимые M1A1 так и остались непобедимыми…
Но что же с ними происходит на самом деле? Прежде всего скажем, что M1A1SA не является лучшей модификацией американского основного танка Abrams. Ее главное достоинство — большое количество в наличии. На хранении в США находится сейчас порядка 3000 таких машин. Теоретически их можно в любой момент перебросить и на Украину — если американцы этого захотят. И этот танк не особо сильно отличается от самого продвинутого Abrams — M1A2.
«Украинский Абрамс» лишен современной цифровой архитектуры, канала передачи данных для программируемых боеприпасов и пары тепловизионных прицелов третьего поколения для наводчика и командира. У старичка А1 только один тепловизионный прицел второго поколения — для наводчика. Кроме того, перед отправкой на родину Бандеры с него сняли секретное «урановое» дополнительное бронирование и заменили его «вольфрамовым». Но все равно он остался одним из самых хорошо защищенных и мощных танков в мире. И еще одним из самых сложных в обслуживании.
Со времен операции «Бури в пустыне» в СМИ накопилось множество «стенаний» американских полководцев о том, что операции по повседневному обслуживанию любого Abrams критически зависят от логистики, разбросанной чуть ли ни по всему земному шару. А на днях Forbes опубликовал материал, где упоминается о необходимости как минимум два раза в день запускать процедуру очистки воздушных фильтров Abrams. Для этого его воздушный компрессор запускают в обратном направлении, на выдув.
Дело в том, что двигатель «американца» — газотурбинный, примерно как у турбовинтовых самолетов или вертолетов. Не дай Бог что-нибудь постороннее засосет — накроется сразу же. Топлива такая силовая установка потребляет намного больше чем сопоставимый по мощности танковый дизель. Что создает дополнительную нагрузку на снабженцев.
Но это еще ладно. Однако Abrams, как и любая сложная техника, требует постоянного обслуживания, ас этим делом у украинцев явно не все хорошо. По данным издания Military Watch Magazine, если обучение экипажа танка армии США занимает 22 недели, то обслуживающего персонала — до 34 недель! Для того, чтобы получить квалификацию мастера по ремонту, соискатель должен превзойти 99% других кандидатов в ремонтники в комплексе тестов ASVAB, а также 88% — в категории механического обслуживания и 92% — в общем техническом тесте.