Большинство крупных и не очень сетевых торговцев автомобильным топливом используют программы лояльности для привлечения покупателей своего горючего. Они строятся на обещании выгоды от его приобретения на АЗС компании-организатора. Но на самом деле это лишь дорогостоящая иллюзия.
Принципы действия подавляющего большинства скидочных программ для розничных покупателей бензина и дизтоплива не блещут особым разнообразием. Согласно одним, вы покупаете каждый литр горючего на сколько-то рубле дешевл чем без пименения карточки.
Но это не всегда работает. Поскольку при такой системе автовладельцу слишком уж легко подсчитать конечную, после вычета скидки, цену топлива. И если она все равно окажется больше или равна ценнику на АЗС конкурента «на соседней улице», то есть ничего привлекательного для себя в подобной скидочной программе потенциальный покупатель не увидит.
Гораздо хитрее поступают маркетологи топливных компаний, придумывающие всевозможные «балльные» системы поощрения клиента. Это когда за покупку горючего на личную скидочную карту автовладельца начисляются баллы-бонусы. Тут возможны варианты: либо за количество купленного бензина, либо пропорционально сумме потраченных на фирменной бензоколонке денег. Накопив баллы, за них потом можно приобрести какое-то количество горючего или какие-либо товары в магазинчике при АЗС.
Многие автомобилисты «подсаживаются» на эту «иглу», предпочитая не углубляться в вычисления своей истинной выгоды, а просто веря рекламе. Так же немалое количество участников подобных программ просто привыкли заправлять машину в той или иной сети АЗС, а фирменную карточку с бонусами заводят лишь в качестве своего рода «подсластителя» неизбежных трат.
На самом же деле ощутимого профита от применения фирменных топливных карт получить невозможно. Поскольку любая розничная сеть АЗС на каждой из своих бензоколонок устанавливает «персональные» цены на горючее в зависимости от их местоположения и текущего спроса. То есть, чтобы хоть как-то экономить с помощью фирменной скидочной карты, автовладельцу следует сначала найти самую дешевую колонку своего любимого топливного бренда и заправляться исключительно на ней. Но все равно выгоды он особой не получит. Поскольку его скидка в любом случае компенсируется заложенной в розничной цене наценкой.
Экономить по-настоящему можно лишь на АЗС, не принадлежащих к крупным сетям. Они не имеют возможности заманивать к себе автовладельцев «карточными фокусами». Их главный козырь в борьбе за клиента с сетевыми конкурентами — реально более низкая цена горючего. Ее они обеспечивают по-разному.
Например, могут делать скидку для обладателей клиентской карты расположенной поблизости крупной торговой точки розничного ритейлера. Или в какой-то день недели устраивают акции вроде продажи АИ−95 по цене АИ−92.
Автор этих строк, например, постоянно заправляет сейчас свою машину 95-ым бензином по 47 ₽ за литр. Это при средней по Москве цене на уровне 53—55 ₽ Заливаю его в бак «под горлышко» в воскресенье и катаюсь до субботы. Никакая скидочная карта такой экономии предложить не в состоянии.