Почему нельзя выбирать синтетическое моторное масло 5W30, исходя из его цены

Владельцы машин в большинстве своем трепетно относятся к показателям вязкости и цены смазки для двигателя. Но при этом чаще всего игнорируют прочие — не менее важные — параметры лубриканта.

Вязкость — как в руководстве по эксплуатации, цена — устраивает, значит — берем! Чаще всего выбор нового моторного масла автомобилистом происходит примерно по такому сценарию. Причем некоторые считают, что чем дороже продукт, тем он по определению лучше для мотора. Логика тут действует следующая: большая цена обусловлена большим количеством всяких хороших свойств. Другие же автовладельцы придерживаются убеждения, что главное — вязкость масла, а все остальное — не важно, мол, «все равно их из одной бочки льют». Оба подхода в корне некорректны.

На самом деле, при выборе смазки следует обращать внимание еще и на латинские буковки маркировки на канистре — все эти SM, SJ, SL (если речь о бензиновом моторе) или CF, СJ, CG и прочие, когда ищем смазку для дизельного агрегата. Эти значки говорят о соответствии конкретного масла стандартам API — Американского института нефти.

Если грубо, то маркировка такого рода рассказывает, для какого поколения моторов предназначена «синтетика», на которую вы положили глаз. API действует с 1970-х прошлого века. И с тех пор он периодически вводит новые стандарты — по мере совершенствования ДВС и изменения требований к маслам со стороны автопоизводителей.

Для примера рассмотрим особенности маркировок API «бензиновых» моторных смазок. Допустим, у вас в руках канистра с «синтетикой 5W30» с буковками SJ. И не очень дорогое! Как раз для вашего «китайца» с турбированным движком! Или нет?

В принципе сойдет, залить его можно — мотор мгновенно не «стуканет» и турбина не взорвется. Но имейте в виду: масла SJ появились в 1996 году и предназначались для моторов того времени и еще более старых — преимущественно кондовых, надежных и неубиваемых «атмосферников». Их владельцы не парились по поводу приличного угара масла между заменами.

И не гнушались менять его чаще чем раз 10 000 километров, не подозревая, что в будущем интервалы ТО вырастут до 15 000—20 000 км. В общем, вашему современному двигателю лучше «скормить» не SJ-масло, а какое-нибудь не ниже SM. Оно «пошло в массы» после 2004 года. Считается, что такие составы хорошо противостоят окислению, выпадению отложений и защищают движок от износа при запуске в мороз. Смазки SM стоят дороже, чем описанные первыми. Но оно того стоит.

Но вам точно не следует переплачивать за смазку, соответствующую самой юной категории по API — SN. Основное ее отличие от масел с иными индексами — в высоких показателях энергосбережения (экономичности, в конечном счете). Что для российских условий, то с нашей любовью к утренним прогревам авто, выглядит просто смешно. Кроме того, в нем понижено содержание фосфора, что, по идее, продлевает жизнь катализатору. Это также в нашем случае не важно: вы же не планируете эксплуатировать своего «китайченка» десятилетиями? Значит долгожительство «каталика» заботить не должно. Поэтому можно чуток сэкономить и на SN не разоряться.

Зато если у вас авто из времен начала 2000-х, но дорогие масла вообще нет никакого смысла смотреть: берите SL! Или даже еще более простое SJ — как раз то, что надо для вашей легковушки. Смысла переплачивать за «более современные» смазки нет абсолютно!