Уровень образования матери не связан с тем, как хорошо ее дети в раннем возрасте учатся говорить, но на это влияют другие условия. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, о нем сообщает Гарвардский университет.
Международный группа ученых сделала чрезвычайно большую выборку среди детей в возрасте от двух до 48 месяцев. Длившиеся в течение дня аудиозаписи зафиксировали детский лепет 1001 ребенка на 43 языках в 12 странах. Анализ проводился с помощью искусственного интеллекта. Удалось одновременно учесть множество переменных, которые обычно рассматриваются отдельно, а также оценить, насколько велико их влияние.
«Примечательно, что значение имели не только особенности ребенка, такие как возраст или риск задержки речевого развития. Ключевым стал фактор окружающей среды: насколько много речи дети слышали от взрослых. На каждые 100 вокализаций взрослых, которые дети слышали за час, они сами производили еще 27 вокализаций, и этот эффект возрастал с возрастом», — говорит доцент кафедры психологии Гарвардского университета Элика Бергельсон.
При этом, в отличие от предыдущих исследований, не было обнаружено никакой связи с полом, многоязычной средой или социально-экономическими условиями. В частности, опровергнуто мнение о том, что на речевое развитие влияет низкий доход родителей или опекунов.
«В последние годы в литературе было много споров и дискуссий о том, как социально-экономический статус связан или не связан с языком. В десятках тысяч часов записей из повседневной жизни мы ни разу не нашли доказательств того, что у более образованных мам дети лучше говорили», — добавляет Бергельсон.
Ученые: младенцы начинают различать звуки родного языка уже в первые часы после рождения