Запутались в показаниях: будут дорожать автомобили в новом году или нет

В канун Нового года принято не только подводить итоги, но и делать прогнозы. Но если оценить результаты, достигнутые авторынком страны за минувший период, не составляет труда, то попытки заглянуть в будущее завершаются, как правило, провалом. Тем не менее, портал «АвтоВзгляд» пошел на такой риск ради поддержания традиции.

Строить прогнозы — дело неблагодарное, сродни гаданию на кофейной гуще. «Грядущее сокрыто покровом туманным», приподнять его могут разве что цыганки, да и те все время бессовестно врут. Что уж тут спрашивать с автомобильных экспертов, также постоянно попадающих пальцем в небо? Ведь их промахи происходят не потому, что они не владеют темой, а потому, что слишком много факторов влияет на конечный результат, и учесть их все попросту нереально. Хорошо хоть, что короткая память общества спасает «пророков» от гнева народа, раз за разом обманывающегося в своих ожиданиях.

Извечный вопрос

Однако есть в развитии российского автомобильного рынка некие константы, которые прослеживаются из года в год, и которым плевать на изменчивость мира. Тем не менее, именно они в большей степени волнуют и экспертов, и отечественных водителей, которые нацелились на приобретение очередной машины. Как известно, великой русской культуре изначально не давали покоя два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». У российских же автомобилистов, по сути, всего одна извечная проблема — подорожают ли в следующем году машины?

Забавно, что ответ на эту озабоченность лежит, можно сказать, на поверхности. Достаточно проследить за динамикой изменения цен на транспортные средства, чтобы мгновенно поставить диагноз — да, подорожают. Ибо с момента зарождения более-менее цивилизованного авторынка в России лет так 20 назад, цены не снижались никогда, зато росли порой раз в полугодие. А уж в январе-феврале — неукоснительно.

На эту упрямую тенденцию не влияли никакие катаклизмы. Она с честью прошла через кризисы 2008 и 2013 годов, не поддалась пандемии, проигнорировала обвал рынка, вызванный введением против нашей страны масштабных санкций. Спрашивается — теперь-то ей чего меняться? Отсюда математически точный вывод — в первые два месяца нового года все ценники будут переписаны в сторону увеличения, кем-то чуть раньше, кем-то чуть позже. Но всенепременно и обязательно.

Эксперты во грустях пребывают

Между прочим, большинство экспертов с таким прогнозом не спорит и подкладывает в качестве обоснования один и тот же набор факторов, якобы влияющих на цену. Это необоримая инфляция, неуклюжие меры госрегулирования вроде утильсбора, скачки курса рубля, санкционное давление, неразвитость локального производства, дефицит предложения, происки Центробанка.

Все вышеперечисленное, может быть, и влияет на удорожание автомобилей, но не является определяющим. Ибо если бы в России начались паче чаяния дефляция, вразумительная стимуляция спроса, активное развитие собственных заводов, укрепился и стабилизировался курс рубля, исчезли санкции и на рынок снизошло изобилие, то ничего по сути бы не изменилось. И цены на машины продолжили бы свой нелегкий путь к заоблачным вершинам. Примеров море — и Россия в «тучные» годы, и Запад в благополучные периоды.

Неисправимые оптимисты

Но нет, есть-таки в среде автокспертов неисправимые оптимисты, дай им Бог здоровья. Вот, например, что доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков поделился с «АиФ» следующими соображениями: